Слух у ребёнка начинает развиваться уже на четвёртом месяце беременности. Основоположнику практикуемой нами терапии - Альфреду Томатису, удалось доказать факт того, что эмбрион слышит звуки, доносящиеся извне, однако не все. Аудитивный фильтр ребёнка не пропускает низкие тоновые звуки, которые могут навредить в дальнейшем развитию слуха, но пропускает высокочастотные.
Последние звуки являются более насыщенными и лёгкими для передачи информации в головной мозг. С момента рождения и до шести лет в голосе ребёнка можно наблюдать преимущественно высокие тоновые звуки. Часто случается, что ребёнок, слыша низкий тембр мужского голоса, закрывается и не реагирует, что с обидой воспринимается отцом либо другим членом семьи мужского пола.
Так, например, плачущего ребёнка часто может успокоить мать, а отец только больше раздражает низкочастотными звуками своего голоса детский слух, чем усугубляет ситуацию. На этом этапе развития ребёнок редко настроен на частое времяпровождение с отцом. Если род деятельности отца связан с частыми командировками, его долговременным отсутствием, то по приезду ребёнок может попросту сразу не узнать его. Отец остаётся для младенца загадочной фигурой, но, к счастью, до определённой поры.
Стоит учесть, что в первые годы развития ребёнка, тесная связь наблюдается с матерью, нежели с отцом. В практике Альфреда Томатиса трижды случались ситуации, когда ребёнок, сильно напуганный мужским голосом, полностью закрывался и не подпускал к себе специалистов, медленно погружаясь в свой мир (одна из разновидностей аутизма).
Практически каждым родителям приходилось сталкиваться с детскими истериками и слезами, вызванными необходимостью идти в садик. Когда ребёнок впервые «покидает» привычную обстановку дома и идёт с садик, то он остро нуждается в человеке, который может заменить ему маму. В этом случае грамотный воспитатель в силах «выстроить мост» своим голосом между домом, мамой и детским садом. Поэтому нужно с терпением и пониманием отнестись к выбору воспитателя, учитывать какие психологические приёмы используются этим человеком при расположении ребёнка к себе, к другим детям.
Прежде дети дошкольного возраста часто оставались под присмотром дедушек, так как родители, в частности мама, всё время посвящала работе. Грубый и жёсткий голос деда на низких частотах вёл к раздражению и нарушению слухового аппарата ребёнка. Последствия этого наблюдались уже при обучении ребёнка в школе - адаптированный под низкие частоты детский слух проблемно реагировал на учительский голос, бывший на несколько октав выше.
Обучаясь в начальной школе, большую часть информации об окружающем мире дети получают от учителя. В этом возрасте они напоминают губки, впитывающие все звуки, которые идут извне. Опытные педагоги хорошо знают, какое влияние они оказывают не только на формирование картины мира ребёнка, но и на дальнейшее развитие нервной системы, слухового и речевого аппаратов ребёнка.
По результатам диктантов можно проследить, как изменяется слух ребёнка уже спустя год его обучения в школе, настраивание слуха под голос учителя и восприятие его. В Швейцарии данные процессы чётко отслеживаются. Будущим учителям помимо специальных предметов преподают пение, так как именно оно влияет на все формы устной речи. У студентов, занимающихся пением, наблюдается насыщенность звуков речи, её гармоничность и плавность, что влияет на быстрое восприятие такой речи.
Ребёнок «настраивает» частоту своего слуха на диапазон частот, который задаётся учителем. Он принимает и положительные, и отрицательные моменты. Так, например, если ребёнок чаще всего слышит речь агрессивно окрашенную, он старается «закрыть» свой слух для таких звуков и слов. Это можно сравнить с нашей реакцией на свет – мы прикрываем / закрываем глаза, когда резко меняется освещение, или отводим глаза от непонравившегося / неприятного взгляда, объекта. Подобно приведённым примерам слух автоматически «отказывается» от определённых звуков.
И эта замкнутость приводит к тому, что вся лингвистическая зона становится недоступной. Именно данные процессы приводят к дальнейшим нарушениям слуха и ведут к проблемам в обучении ребёнка.
Терапия
Прослушивание сказки, прочитанной маминым голосом, является настоящим полетом в прошлое, в самую первую фазу развития, – ребенок слышит маму в наушниках так, как он ее слышал до своего рождения. Профессор Томатис говорил, что задача сказки вернуть ребенка сознанием обратно в эти 9 месяцев, чтобы каждая клеточка, каждый нейрон «вспомнили» свою природную программу развития.
Перед началом курса каждая мама записывает для своего ребенка сказку. Обычно это «Маленький принц», но есть мамы, которые читают свою сказку. Я прошу, чтобы это было произведение, насыщенное какой-то моралью, каким-то философским смыслом, потому что сознание ребенка все считывает. И одно дело, если это «Маленький принц», где есть добро и зло, любовь и ответственность... И совсем другое дело, когда колобок убежал от бабушки с дедушкой. Сказка читается и записывается в спокойной обстановке. Мама читает расслабленно, интонационно. Если на терапию пришли два маминых ребенка, для каждого делается своя индивидуальная запись.
Понед. - Пятн.: | 9.00 - 18.00 |
Суббота: | 9.00 - 18.00 |
Восресенье: | 9.00 - 18:00 |